О ЛЮДЯХ, КОТОРЫЕ ЖИВУТ ДЛЯ ДРУГИХ

Ответы

В каждом коротком ролике герои говорят о себе, о стране, о жизни, о страхах, смыслах, поисках, разочарованиях и главных открытиях

"...подпирать плечом общественные институции должны все". Блестящее эссе Евгения Сверстюка, в котором он говорит о том, что всегда есть люди, готовые подставить руки. Потому что все рассыпается и разбивается, когда не хватает рук, везде наводящих порядок.  В нормальном обществе таких людей называют добропорядочными гражданами. А когда что-то не в порядке со здоровьем общества -- их называют героями".
Комментировать
«С точки зрения социологии у нас вообще очень интересная страна. Собственные перспективы люди оценивают лучше, чем страны. Когда мы спрашиваем: изменится ли ваша жизнь к лучшему в следующем году, большинство уверены, что да. А если мы задаем тот же вопрос, но в отношении страны, достаточно много считающих, что ситуация в стране изменится к худшему».
Комментировать
«На момент развала Союза хаос в головах советских граждан был настолько глобальным, что почти 90 процентов, и даже 57 процентов в Севастороле, проголосовали за независимость Украины. Это был поиск хоть какого-то спасения, когда все вокруг разваливалось. Но затем встал логичный вопрос: а какой вообще смысл в том, что мы все принадлежим независимой Украине?..»
Комментировать
«Все изменились. Кто-то сильнее, кто-то меньше. Кто-то находится в таких обстоятельствах, что не может активнее проявить то, что с ним происходит»
Комментировать
«Они мне очень много писали, благодарили, приходили в больницу. И я не впала в депрессию, не замкнулась… Много моих знакомых, которые тоже пострадали на Майдане или на войне, так и не вышли из депрессии. Им постоянно снятся кошмары, они продолжают жить прошлым…».
Комментировать
«Не хочу, чтоб мой сын жил в унижении. Системой, людьми, обстоятельствами… Все ведь рядом. Олег Сенцов, моряки… Жить и знать, что кто-то в любой момент может изменить твою жизнь. Без твоего согласия... Рабство несет много горя. Оно подходит незаметно. Кто-то становится рабом денег. Кто-то — компромиссов. Рабов в рай не пускают…».
Комментировать
«Которые выходят и говорят, что "мы будем заниматься общественным порядком". Но большинство людей не замечают этого. Они думают, что эти люди будут бороться против ромов, а не против них. А ромы им, откровенно говоря, безразличны. Мы думаем, что все это контролируемо. Хотя это очень опасная позиция. Потому что в эту минуту решается судьба прав, свобод и безопасности всех людей».
Комментировать
«Определенным индикатором отношения общества к этим процессам является показатель отношения к разрешению свободной продажи оружия. 80% украинцев — против. То есть люди этого боятся. В то же время мы ставили вопрос о возможности самосуда. Стабильные 10%, оправдывающих самосуд, в Украине есть. И это достаточно много…».
Комментировать
«Значительно увеличился процент людей, готовых давать деньги на различные общественные нужды. Стабильно около 40% украинцев занимаются подобной благотворительностью, а раньше, до Революции достоинства, было около 25%.  Но, знаете, это все-таки эдакий новый патерналізм».
Комментировать
«Потому что наше общество еще слабослышащее… С момента Пражской весны 68-го до Гавела прошло определенное количество лет… Так и мы еще должны вызревать»
Комментировать
«Чтобы готовность к протесту вылилась в реальный протест, необходимы три фактора. Во-первых, какой-то толчок, шаг со стороны власти, который сразу возмутит большое количество людей. Во-вторых — наличие политиков, которым доверяют. В-третьих, люди должны понимать, что будет в результате».
Комментировать
«Да, оно еще очень слабое. У него еще нет необходимых рычагов влияния. Но я думаю, что пройдут еще два-три года, и оно уже не даст делить бюджет так, как они делят. На местном уровне в том числе. Потому что одно дело  влиять на парламент, правительство и президента, и совсем другое —на голову твоей сельрады».
Комментировать
«У нас было исследование по коррупции в вузах. Из тех, кто давал взятки, только 15% ответили, что их у них требовали.  60% уточнили, что «легче дать, чем выучить». Вот так прямо взяли и выбрали эту опцию в опроснике. То есть здесь мы имеем дело с некоей инициативной коррупцией».
Комментировать
«Феномен Зеленского — это как раз история с сублимацией накопленного разочарования и негативной энергии по отношению к власти и политическим элитам. Но существенное отличие от ситуации после Оранжевой революции в том, что гражданское общество не демобилизовалось, а, наоборот, напряглось».
Комментировать
«Помните вместе с майданом группу «Первое декабря»? Так уж получилось, что за этот период времени большинство из них ушло. Начиная от Мирослава Поповича и заканчивая Любомиром Гузаром. Но должна быть критическая масса моральных авторитетов в обществе, которые должны быть голосом гражданского общества»
Комментировать
«В старых европейских демократиях количество тех, кто так или иначе задействован в гражданских делах, достигает 25–30%. В новых демократиях, таких как Польша,  — около 10–15%. В Украине — 5–6%. Хотя мы надеялись, что после Революции достоинства ситуация изменится. Увы…»
Комментировать
«И в этом проблема. Давая взятки на своем низовом уровне, считая, что ничего такого не случилось, никто не умер... мы поступаем так же, как и те, которые крадут миллионы. Из за чего потом действительно умирают люди. Это вещи одного и того же порядка. Мой рецепт - искать людей, которые считают, что это не правильно».
Комментировать
«До этого все было размыто. Свои это те, кто за свободу украинского народа. Те, кто пошли на фронт защищать Украину... А дальше хотелось бы тех, кто преобразует Украину на что-то лучшее. Но в этом Майдан не дал новых людей и новых лидеров».
Комментировать
«И в Оранжевой, и в Революции достоинства участвовало меньшинство  — 15% украинцев. Движущая сила общества всегда в меньшинстве. Но чтобы от подобных толчков был эффект и движение нарастало, большинство должно поддерживать усилия меньшинства. Революцию достоинства, по нашим опросам, поддерживали 50% населения (40% не поддерживали)».
Комментировать
«Мы ведем тысячи битв параллельно. И мы стоим перед вызовом -- объединить свои силы не под Манифестом с подписью, а в действиях. В Стэнфорде  мы изучали подобные процессы, когда в странах переходного периода происходят всплески общественной энергии, а потом она спадает. Как ее удержать? В какие формы направлять?  Что делать, чтобы она из разрушительной стихии трансформировалась в созидательную».
Комментировать
«А они есть. Я с этими людьми работаю, но о их работе и борьбе, успехах я ничего не знаю. Их слова я не слышу. Эти примеры не прорываются. И нет ориентиров. Маяков. И люди думают: ну, они все крадут, так почему я не могу...»
Комментировать
«У большинства наших продюсеров, которые тоже только родились, цель одна — заработать деньги. Мыслить и думать — это прерогатива фестивального зрителя, который по-другому смотрит кино, по-другому воспринимает… А когда ты приходишь в кинозал торгового центра, где хрустят попкорном в самые драматические моменты, когда на экране показывают расстрел, к примеру, —  это уже совсем другая история».
Комментировать
«Кто-то отдал жизни за изменения, а кто-то поднять окурок и сегодня не может. Вот где пропасть. И вот где фронт работы. Преодолеем ее, научимся различать и игры, и договоренности. А пока я за большие штрафы за брошенный окурок. За то, что нельзя просто так жечь газ, свет, не закрывать кран с водой...
Комментировать
«…основная причина нашего стояния на месте. Предположим, я понимаю, как Билл Гейтс заработал свое состояние. Однако про то, каким путем заработали свои состояния некоторые наши миллиардеры, мне даже говорить неудобно. И вот рядом с ними живут люди, которые бедны. И не потому, что они плохо работают, а потому что люди, находящиеся у власти, не хотят платить им заработанное».
Комментировать
«Украинцы, безусловно, материалисты. В силе остается тенденция: чем беднее общество, тем оно более материалистично. 40% украинцев готовы уступить часть своих прав и свобод в обмен на повышение благосостояния. Хотя замечу, столько же, 40%, — не согласны!».
Комментировать
«А то, что происходит в одном вузе, не хочу рекламировать в каком, вообще не поддается описанию. Вчера в рамках профориентации привезли сто автобусов с выпускниками школ. Но нельзя человека выучить на актера, если на курсе учится 80 студентов. Это априори невозможно. Но ни родители, ни дети этого не знают. Они живут в маленьких селах и городах, реклама идет, народ бежит и платит сумасшедшие деньги…».
Комментировать
«Но, простите, это абсолютно тупиковая позиция. Не христианская, если хотите. Человек же существо социальное. Институциональное даже. Оно живет в обществе и взаимодействует со всеми его институциями. При этом, вы только подумайте, никаким из них не доверяет».
Комментировать
«Я сейчас не о "Беркуте" или патологических садистах, пытавших пленных. Я о простых правоохранителях, судьях. И в том числе – о  нас. Все усилия режима Януковича были направлены на дегуманизацию протеста. Да, людей бить нельзя, но это же не люди -- это радикалы и экстремисты. Другой пример. Да, женщин насиловать нельзя, но это не человек -- это "укропка". Или -- "сепарка". Понимаете? Я не знаю, что посоветовать, кроме индивидуального ощущения, когда тебе начинают навязывать мысль, что это не люди».
Комментировать
«И вот вроде бы мы все граждане одной страны, но часть разговаривает по-украински, часть — по-русски, часть переходит с «мови» на «язык» ситуативно, часть — довольствуется суржиком. Я сам — русскоязычный, как и вся моя семья на протяжении уже полувека. Хотя ее представители сидели в тюрьмах за украинский буржуазный национализм».
Комментировать
«Экономическую модель нашему олигархату сменить все-таки придется. На чем они выезжали? Во-первых, дешевый газ. Энергоемкость нашего производства сегодня в три раза больше, чем в той же Польше. Во-вторых — действительно дешевая рабочая сила. Но теперь ситуация изменилась. Дешевого газа больше нет. Как, впрочем, уедет в Европу и дешевая рабочая сила…».
Комментировать
«Подавляющее большинство людей почему-то считают, что могут жить так, как им хочется, а кто-то сделает так, как надо. Менять этот подход следует с самого раннего детства. Ну, нельзя детям рассказывать сказки про Ивана-дурака и Емелю, который лежал на печи и вылежал, чего хотел…»
Комментировать
«Но, то, что ценность свободы и справедливости не уравновешиваются уважением к закону, свидетельствует об определенном анархизме, свойственном нашим людям. В этом, собственно, наше ключевое отличие от России. Россияне склонны к монархии, украинцы — к анархии. Что, согласитесь, тоже не очень хорошо».
Комментировать
«Один день из жизни волонтера, переселенца, военного… человека, которому не все равно, что происходит в стране. И это будет интересно на экране. Возможно, поэтому сценаристы полного метра, понимая проблему и пытаясь дотянуться до реальности, решили, что в одном сценарии нужно говорить обо всем и сразу. И герой тут, и его соседи, и казаки обязательно должны где-то на конях проскакать. И уже ничего не разберешь…».
Комментировать
«Потому что в следующем Майдане будут принимать участие люди с боевым опытом. Поэтому я желаю мудрости той части политической элиты, которая еще способна ориентироваться в том, что происходит в обществе. Дабы не взрастить монстра…».
Комментировать
«Знаете, как в Швеции начинается утро в детском саду? Дети обсуждают с воспитателем, чем будут заниматься на протяжении дня…у детей с самого раннего детства закладывается понимание того, что они самостоятельно и заранее должны определить, как проживут этот день. Ребенок может принести это в свою семью, даже если в ней нет подобных традиций. Понимаете?»
Комментировать
«Общество вообще не хочет знать никаких неудобных тем, касающихся не только Майдана, но и Донбасса, войны… Людям, думаю, изначально было очень больно. А когда болит, когда кризис, то всегда легче поделить все на черное и белое и выбрать свою сторону. Естественно, считая ее белой. На самом же деле все намного сложнее».
Комментировать
«В 2013-м, казалось бы, ничего такого негативного в общественном сознании не происходило. Все стабильненько, понемногу растет уровень жизни, выбрались из экономического кризиса 2008–2009 гг. Но в мониторинге на вопрос «Какие чувства вы испытываете, когда думаете о будущем Украины?» ответ «надежда» — на самом низком уровне за все время опросов. Оптимизм — тоже».
Комментировать
«Это чудо. Вот так работала энергия перед экзистенциальной угрозой. Поэтому во время Майдана было  легко объединять людей. Прототипом "Евромайдана SOS" была организация "Мама". Когда мы защищали херсонских студентов  от преследований режима. Мы по всей Украине развесили такие же листовки про Януковича, как они  у себя в городе. Но тогда организация не развернулась. Лидеры не поняли, что нужно вкладываться в общее дело, потому что ты никогда не знаешь, когда следующим будешь ты. Сегодня в гражданском обществе такое понимание есть».
Комментировать
«У каждого из нас — оно свое. У одних — это семья. В человеческом измерении. А в пространственном —  квартира. Ее убирают, украшают, обставляют… Квартира как искусство. А что в подъезде? Это уж, увольте, — не мое... поэтому прогресса в плане развития гражданского общества вряд ли стоит ожидать».
Комментировать
«На примере Одессы мы видим, как формируются своего рода феоды, где происходит слияние финансовых групп, власти, правоохранительных органов и криминала. Круг замыкается. В цивилизованном обществе таким процессам противостоит правоохранительная система. Но если она сама — часть этого опасного образования, то никто, кроме активистов, сопротивляться спруту не может. И это страшно...».
Комментировать
«Актеры приходят в театр в 19 лет и ждут, пока их вынесут вперед ногами. Люди женятся, рожают, разводятся… Играют любовь в 20 лет, а в 50 они уже ненавидят друг друга, но продолжают играть любовь в том же спектакле. Для меня больше приемлема такая система театрального существования, как в Польше и Германии. Когда каждые пять лет ты меняешь театр, партнеров…».
Комментировать
"В свое время я был в восторге от определения диссидентства, которое дал Андрей Амальрик -- российский диссидент.  "Диссиденты это люди, которые живя в несвободной стране, вели себя так, как будто они -- свободны". Так, и сегодня нужны люди, которые, живя в аморальной стране, вели бы себя -- морально..."
Комментировать