«Идеи феминизма я восприняла не только на уровне теории, которую можно применять в исследовательской практике, но и на уровне системы ценностей, близкой мне личностно. Я оказалась в комфортной для меня нише, где не было различий в том, как я живу, какие ценности исповедую, и какие идеи рождаются в результате моих научных исследований».
«Он был профессором истории во Львовском университете, очень уважаемым человеком. К сожалению, я очень мало его знала из-за сложных семейных отношений. Но мама рассказывает, что когда меня принесли домой из родильного дома, Ярослав Павлович Кись очень обрадовался и произнес: «О, Оксаночка будет историком, раз мои сыновья не захотели продолжить дело моей жизни».
«Я уже давно для себя решила, что концепция двух половинок — ложная и очень опасная идея. Человек-половинка — это нечто неполноценное, требующее взять, а не дать. А люди могут строить отношения тогда, когда они полноценны и готовы отдавать».
«Так или иначе мы самоутверждаемся, испытываем себя перед другими людьми…Но, думаю, другой мир рядом (при этом я не настаиваю, что это должно быть исключительно гетеросексуальное партнерство) — это потребность знать, что есть такой уголок, где тебя принимают, уважают и поддерживают безусловно».
«Современная украинская женщина — это кто? Это жена олигарха или бабушка в волынском селе? И та, и другая — современная украинская женщина. Можем ли мы их как-то обобщить? Свести к какому-то общему знаменателю, к какому-то одному образу? Наверное, нет..».
«Трудно признать, в нашем прошлом было насилие над женщинами в семьях, не было контрацепции и, как следствие, очень серьезные проблемы с репродуктивной сферой, были ужасные аборты и невозможность контролировать количество детей, высокая смертность детей… Было насилие над детьми в семьях…».
«Часто создается впечатление, что феминизм — это движение, направленное на то, чтобы отобрать определенные привилегии и права у мужчин. Но привилегии для одних обозначают определенные уступки для других. И если мы поддерживаем идею гендерного равенства, в основе которого — уважение к людям, независимо от их пола, равные возможности и права, то это также означает невозможность льгот для какой-то из сторон. В этом суть».
«…Существует множество способов платить женщине меньше, а нагружать больше. Даже на уровне приготовления чая коллегам в обеденный перерыв и мытья посуды за ними. Не говоря уж о том, что в общественном сознании именно на женщину ложится основная обязанность по уходу за детьми и их воспитанию».
«Многие вещи оседают в нас еще в детстве, когда мы еще не можем их критично осмыслить, выстроить по отношению к ним дистанцию и, к примеру, сказать: «Я подумаю, нужно мне иметь детей или нет». Ведь в год девочке уже дали в руки пупсика, чтобы играть в «дочки-матери». Это единственный предложенный ей формат. Ближе к тридцати годам прийти, например, к идее чайлдфри — сознательной бездетности, не так уж просто».
«Когда я говорю, что родителям необходимо не набрасывать детям стереотипы о правильных мальчиках в голубых рубашечках и девочках в розовых платьицах, я имею в виду необходимость думать о своем ребенке прежде всего как о человеке, а не воспринимать его с точки зрения стереотипов пола. Сексуальность — категория, развивающаяся в ином режиме, нежели общественные отношения…».
«Как и тысячи матерей, абсолютно не задумываясь, я сказала сыну: «Не плачь, казак, атаманом будешь». Маленький мальчик ответил мне сквозь слезы: «Не хочу быть атаманом, хочу быть простым казаком». Для меня это было криком: мама, позволь мне быть просто человеком, которому больно, и который эти свои чувства должен как-то проявить».
«Формальные и очень приятные для некоторых женщин ритуалы укоренены в подсознание как идея несамостоятельности и зависимости женщины, которая не в состоянии о себе позаботиться и требует опеки…».
«Сейчас носителями знаний являются очень молодые люди. Знание стало другим, оно не строится на жизненном опыте. Поэтому логично, что сейчас есть движение как против сексизма (дискриминации по половому признаку), так и против эйджизма (дискриминации по возрастному признаку)».
«На самом деле больших расхождений между христианскими ценностями, моральными основами и теорией прав человека, свободы выбора, гендерного равенства нет. Я, конечно, не теолог, и, наверное, не компетентна размышлять о Боге. Но ключевая христианская ценность — это любовь, направленная на другого человека. Любовь — как принятие, не осуждение».
«…пока они не докажут противоположного... Доброжелательный посыл миру дает больше шансов получить такой же ответ. В то же время я считаю, что никто никому ничего не должен...».
«Со временем я поняла, что это очень важный навык. Которому, к сожалению, девочек не учат. Согласие на просьбу всегда означает взять на себя обязательства. Отказ означает, что ты остаешься свободным от обязательств...».
«Защититься от всего невозможно... Но я думаю, как бы больно не было, это все опыт. Урок, который нужно усвоить. Все, что не убивает, делает нас сильнее...».
«… обязанность женщин обслуживать других людей, обеспечивать их комфорт, ведет к тому, что женщина начинает пренебрегать собой... Не слушать свои собственные желания, игнорировать свои устремления... Что означает — не уважать себя».