О ЛЮДЯХ, КОТОРЫЕ ЖИВУТ ДЛЯ ДРУГИХ

Тема реформы государственного управления всегда казалась неподъемной. О ней говорили премьеры и президенты, ее поднимали на флаг депутаты разных мастей и калибров, создавались Советы, писались программы… Все понимали, что основной инструмент, с помощью которого можно успешно руководить государством, должен быть безукоризненным и работать как часы. Понимали, но не торопились его настраивать, продолжая ловить рыбу в мутной воде государственного аппарата.

Однако в 2016 году был сделан еще один реальный шаг — принят закон о государственной службе. Этот шаг постмайданного парламента существенно подпортил чиновникам и политикам старую схему «рыбалки». Однако так и не смоделировал и не закрепил новую и прозрачную матрицу госуправления. Закон о госслужбе стал неким правильным внешним «приветом» для ЕС, открывшем для Украины многомиллионный и многотраншевый поток евро на реформу. Однако не стал реальным внутренним планом действий для уходящей команды власти Порошенко—Гройсмана. Политической воли хватило исключительно на декларации и удобный паллиатив, но не на полную имплементацию закона.

Приход на Банковую нового президента Владимира Зеленского, а также вполне реальная перспектива «Слуги народа» создать коалицию в будущем парламенте и сформировать новый Кабмин, — еще один глобальный сигнал в нашей истории. И звучит он примерно так: «А мы вообще ничё не знаем ни про какое государственное управление. А тем более — про его реформу». «Экспертный» состав АП Зеленского, а также качество партийного списка говорят о чем угодно: о новом ветре, новых людях и новых намерениях, но только не о понимании того, как правильно пользоваться государственной машиной, а тем более умалчивают о том, как продолжить ее ремонт и модернизацию. За эти месяцы ни от одного члена команды Зеленского я не услышала ни слова о реформе госуправления, госслужбы или децентрализации, которые являются неотъемлемой частью глобального преобразования системы  управления. Что ж, хороший повод отметить День государственной службы.

С Андреем Вишневским мы знакомы более десяти лет. Это большая удача для журналиста — найти специалиста, который в твоей теме на сто процентов. И как профессионал, и как порядочный человек. Профессионализм, всегда обеспечит качество оценки любой ситуации и процесса, а порядочность — никогда не позволит манипулировать информацией и людьми. Его личная и профессиональная история (Вишневский стоял у истоков реформы госслужбы, а два года назад его громко «ушли» с поста заместителя министра юстиции), основательно дополнит картинку того, как на самом деле «реформируется» Украина, «стремящаяся» в Европу.

Инна Ведерникова

Печатную версию интервью читайте здесь: читать >>>

«Я человек, который выходил один в чисто поле и начинал делать то, что на тот момент вызывало неприятие и сопротивление большинства. То, что зачастую туго воспринималось даже в кругу единомышленников, объединенных общими ценностями. Мне посчастливилось: не единожды в моих руках оказывался карт-бланш на строительство новых институций, надежная команда и поддержка…».
Комментировать
«Самоуправство нереформированных правоохранительных органов — полиции и прокуратуры — и застывших в прошлом местных госадминистраций, апогеем которого стала трагическая гибель Кати Гандзюк, — это, скорее, сигнал о том, что децентрализация не закончена, более того — активно саботируется местным криминалом, проросшим во власть».
Комментировать
«Кабмин вместе с остальными центральными органами исполнительной власти ограничен в реализации своих полномочий на региональном уровне. Причина одна: глав местных государственных администраций назначает президент, и это записано в Основном законе. Но и это еще не самое худшее…».
Комментировать
«Если вернуться к региональному уровню, местные государственные администрации до сих пор остаются громоздкими и заскорузлыми учреждениями. Но они в рамках логики децентрализации по факту давно утратили функции, возложенные на них еще в середине 90-х. Именно потому они как раз и располагают и временем, и ресурсами, чтобы заниматься разными незаконными практиками».
Комментировать
«Кабмин не стал центром формирования государственной политики. Он по-прежнему перегружен не свойственными ему, но такими лакомыми функциями, от которых и постмайданной власти оказалось трудно отказаться. Речь об управлении государственным имуществом. В частности, государственными предприятиями, о назначении их руководителей, утверждении финансовых планов…».
Комментировать
Тема:
«…политической воли двигаться дальше и глубже — нет. Ни нынешний премьер Владимир Гройсман, ни его предшественник Арсений Яценюк, не проявили должной личной политической заинтересованности в продвижении реформы. А без этого ключевого фактора невозможно было сломить сопротивление реформе со стороны министерств и других центральных органов исполнительной власти».
Комментировать
«Все ключевые структурные подразделения остались нереформированными, а новые генеральные директораты — изолированными от процессов и мест реального принятия решений. И эту угрозу увеличивает еще и значительная разница в заработной плате «новых» и «старых». Где тут вообще место для эффективного сотрудничества и какого-то позитивного результата? Это же обычная человеческая психология!».
Комментировать
«Одной из базовых основ реформы госслужбы был переход к увеличению доли оклада в структуре заработной платы чиновников до 70—80 процентов, В действующем законе о гослужбе эти базовые нормы — классификация должностей и система оплаты госслужащих — плохо прописаны. Так что удивляться тому, что проблема до сих пор не решена, нечемо».
Комментировать
«Разделение политических и административных должностей состоялось на бумаге, но государственные секретари так и не нашли своего места ни в системе управления государственной службой в министерствах, ни в процессе координации и менеджмента государственной политики. Премьер не поставил конкретной задачи по имплементации этого нового института».
Комментировать
«Даже если процедура несовершенна, а комиссия предвзята, участие достаточного количества подготовленных и конкурентоспособных кандидатов минимизирует шансы для прохождения непрофессиональных и недобропорядочных людей «по договоренности». Я могу об этом утверждать на собственном примере. В прошлом году я принимал участие в конкурсе на должность категории «А» — главы Национальной службы здоровья"...».
Комментировать
«Это право законодательной инициативы, право вето, а также возможность приостанавливать акты Кабмина с одновременным их обжалованием в Конституционном суде. Только этих трех рычагов более чем достаточно для того, чтобы в рамках своих конституционных полномочий, не вмешиваясь в деятельность Кабмина непосредственно, влиять на государственную политику. Для этого не нужно присваивать себе какие-то дополнительные функции…».
Комментировать
«Принятый в 2016 году закон о государственной службе — это на 90 процентов Закон № 4050 от 17 ноября 2011 года. Его проект трижды вносился в парламент с 2008 по 2011 год. И все три раза — внимание! — Януковичем. И это совсем не потому, что Виктор Федорович был большим сторонником реформы государственной службы — поверьте, не был. И не «тому що послідовний». А потому, что еще за несколько лет до первой попытки этой законодательной инициативы одна и та же сплоченная команда профессионалов на госслужбе начала готовить и адвокатировать законопроект».
Комментировать
«Для проведения системных реформ нужны поколения чиновников и политиков, которые будут последовательно приближать изменения. И я считаю, что наша команда для реформы государственной службы стала тем питательным слоем, на котором и проросла сегодняшняя реформа госуправления. И это не стыдно, не больно... если ты учишься быть человеком с государственным мышлением».
Комментировать
«Любой резидент должен понямать, что исключительно на доверии и личной преданности в этой истории далеко не уедешь. Нужно обращаться к экспертным кругам, профессиональным сообществам, общественным организациям и активистам. Проще говоря, диверсифицировать источники информации и идей, а политику строить, исходя из объективных данных, а не субъективных предубеждений».
Комментировать
«В спецслужбах и правоохранительных органах, человек не из системы не сможет охватить всей специфики и даже получить доступ ко всем уровням информации. Но консервировать такие организации в себе категорически нельзя. Необходимо применять смешанный поход. Внесистемный человек может всего не знать, но он — не обременен устаревшими традициями, стереотипами, корпоративными и этическими обязательствами».
Комментировать
«История с финансированием реформы госуправления ЕС очень интересная. Размеры уже реально выделяемой помощи ЕС возросли в десяток раз. Украинская сторона при этом пользуется приемами художественной гиперболы, описывая ход реформы, а европейская — делает вид, что ей верит».
Комментировать
«Но есть еще один неожиданный для меня самого вывод: лучше строить новую институцию с чистого листа, чем реформировать старую. Раньше я придерживался иного мнения. Ну, а если что-то и реформировать, то лучше все и сразу, а не рубить змее хвост по кускам».
Комментировать
«У нас совершенно дикарский уровень правовой культуры, как во власти, так и в обществе в целом. Нужно начинать с образования. С воспитания у детей критического мышления, уважения к праву, уважения к другой личности, понимания справедливости, готовности и умения доверять, честно договариваться и конкурировать с другими людьми. Это на первый взгляд абстрактные вещи, однако, на самом деле именно они — фундамент политической нации».
Комментировать
«Создавать с нуля систему, в условиях не слишком качественного закона и активного сопротивления основных игроков на поле  — это то еще испытание. Адвокатура была категорически против, а без ее участия это проект по определению не мог состояться. Но сегодня в системе бесплатной правовой помощи социально незащищенным гражданам работает почти семь тысяч адвокатов. Их всех нужно было убедить в том, что им стоит заняться этим проектом. И это удалось».
Комментировать
«Я знаю, каков вкус власти, и точно не принадлежу к людям, которые ее жаждут. Я знаю, какие угрозы несет власть для личности, какие ставит перед ней вызовы и этические дилеммы. Так что поход во власть всегда должен быть осознанным выбором. Поэтому мне очень трудно понять людей, которые говорят: «Я хочу быть народным депутатом» или «Я хочу быть министром». А зачем?...»
Комментировать